Главная
 
Бугровы/BugrovyВоскресенье, 29.12.2024, 16:34



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
МЕНЮ

Меню
Россия [23]
Украина [2]
Молдавия [1]

Луковецкий 
free counters
Кланово Родовой сайт РунетаВсероссийское генеалогическое древо
ОБД Мемориал Сайт Генеалогическое древо - GenoTree.ru> Подвиг Народа История, генеалогия, архивы, биографии, ономастика ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны Солдат.ру Геральдика.ру Герои страны История нашей страны Архивы России Наследия

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

Skype Me™!
Главная » Статьи » География » Россия

Бурейский район

История Бурейского района Амурской области.

Территория Бурейского района раскинулась на семи тысячах квадратных километрах, с населением 30,5 тысяч человек. Трудно найти район подобный Бурейскому, на Дальнем востоке нашей страны: по разнообразию природы, географическому ландшафту, характеру народного хозяйства, истории заселения.

Первыми бурейскими поселенцами являются выходцы из Томской, Самарской и Орловской губерний. В архиве сохранились имена тех, кто впервые проложил путь из центральной России в далекий и дикий край - это так называемые староверы Мартемьян Бахирев и Родион Чернявский, основавшие в 1871 году село Бахирево на правом берегу реки Буреи, вдали от слабообжитых мест.

В том же году невдалеке от Бахерево возникло село Киселево, а несколько позднее по Бурее и ее притокам села: Асташиха, Малиновка, Кулустай, Куликовка, Старая Райчиха, Гомелевка.

К концу прошлого столетия численность населения здесь не превышала 500 человек.

В 1900 году из села Малиновка выселилось несколько семей, которые обосновались чуть выше по правому берегу Буреи, на месте нынешнего поселка Новобурейский.

С того времени начинается история районного центра, названного в те годы Нахаловкой. Позже его стали именовать Пристань Малиновка, а с началом строительства железной дороги - Бурея-Пристань.

В 1908 году было принято решение о строительстве Амурской железной дороги. Участок, протяженностью 675 километров, начинался на станции Керак и заканчивался на правом берегу Буреи. Работы здесь развернулись в конце первого десятилетия. Вырубались просеки, расчищалась трасса, велись интенсивные поиски строительных материалов. Одновременно начал строиться железнодорожный мост через Бурею. Правительство заслало сюда политкаторжан - самую дешовую и беззащитную рабочую силу.

История сохранила имя одного из первостроителей Амурской железной дороги. В 1912-1914 годах на станции Бурея начал трудовой путь, в качестве путевого рабочего, Сергей Владимирович Ильюшин, будущий авиаконструктор, создатель знаменитых "ИЛов".

В начале второго десятилетия были построены служебные помещения станции Бурея и несколько зданий казарменного типа, тогда же началась укладка рельсов. А в 1914 году Средне-Амурская железная дорога и мост через Бурею были сданы в эксплуатацию.

Большое влияние на развитие и характер хозяйственной деятельности бурейских поселений оказало также открытие еще в 1893 году Кивдо-Райчихинского буроугольного месторождения. С началом разработки его в 1912-1913 годах возросла роль прибрежных поселений, являвшихся "воротами" к угольным копям. Потребность горняков в строительных материалах, продовольствии, фураже стимулирует развитие земледелия, животноводства, промыслового хозяйства и деревообработки.

Переломным в истории района стал 1917 год. Волны рабочего движения Февральской, а затем Октябрьской революции докатились и до таежных окраин России. Но в скоре Амурская область оказалась под игом японской интервенции. Опорной организации сопротивления на территории района стала станция Бурея, где в 1913 году была создана подпольная большевистская организация.

Разгоралась пламя партизанской войны с японскими захватчиками и в селах.

В 1918-1920 годах на территории района действовали четыре партизанских отряда: Е.Воропаева, В.Телина, А.Бутрина (Старика) и Е.Стрикова. Наибольшей активностью отличался партизанский отряд сельского учителя Евсея Яковлевичя Воропаева, сформированный в основном из жителей Кулустая и Куликовки. В прибрежных деревнях, входящих в зону действия отряда, фактически было установлено советское управление. В 1920 году со станции Бурея ушел последний эшелон с японцами, спешно покидавшими горевшую под их ногами землю. Метла, привязанная бурейскими железнодорожниками к последнему вагону, заметала оккупантам дорогу в наш край.

В 1922 году были сформированы органы новой власти на местах - сельские Советы.

Возобновился приток сюда переселенцев. По переписи 1926 года численность населения на территории района превысила 11 тысяч человек.

До 1935 года бурейские поселения входили в состав Хингано-Архаринского района Хабаровского края. К середине 30-годов резко возрастает значение Нижней Буреи в народном хозяйстве Приамурья. В этот период на территории района строятся вторые пути Трансиба, от станции Бурея спешно прокладывается стальная колея до Кивдо-Райчихинского угольного месторождения, что стимулирует развитие здесь промышленности, лесоразработки, сельского хозяйства.

Учитывая все это, в 1935 году ВЦИК РСФСР принимает решение о разукрупнении Хингано-Архаринского и Завитинского районов и организации нового - Бурейского с административным центром в поселка Бурея.

С этого года и начинается биография Бурейского района.

При организации Бурейского района в состав его вошли три поселковых Совета: Бурейский, Райчихинский, Кивдинский и 20 сельских: Бахиревский, Долдыканский, Домиканский, Родионовский, Кулустайский, Семеновский, Кивдотюканский, Горки-Пайканский, Куликовский, Свободненский, Казановский, Новоспасский, Домиканский, Каменский, Ярославский, Черниговский, Петропавловский, Николаевский, Малиновский, Гомелевский.

Главным богатством района являлся угольКивдо-Райчихинского месторождения, запасы которого определялись в то время в объеме 500 миллионов тонн. На Кивдинских копях ежегодно добывалось 240 тысяч тонн угля, на Райчихинском руднике – 607 тысяч тонн. В районе рудника вырос новый рабочий поселок Райчиха.

К моменту образования района более 90 процентов крестьянских хозяйств было объединено в 35 мелких колхозов, на каждый из которых приходилось в среднем 29 дворов и 354 гектара посевных площадей. Действовала одна машинно-тракторная станция – Тюканская, в которой насчитывалось 35 тракторов.

Здравоохранение района к моменту его образования имело в своем составе две врачебных амбулатории, три больницы, четыре фельдшерских пункта. В населенных пунктах района располагались около 30 начальных школ, три неполных средних и три средних школы с общим количеством учащихся – 4783 школьника, 10 клубов и изб-читален.

С первых же дней образования района перед его руководством были поставлены сложнейшие задачи по значительному увеличению объемов добычи угля, заготовки леса, развитию промышленности, укреплению сельского хозяйства.

Наращивая производство продуктов растениеводства и животноводства, колхозники уже в 1936 году расширили посевные площади с 12911 гектаров до 15566, на полторы тысячи голов увеличили численность крупного рогатого скота в общественном секторе. Для обслуживания колхозов была создана еще одна машинно-тракторная станция.

Осенью 1935 года закончилось строительство железнодорожной ветки к Кивдо-Райчихинскому угольному месторождению, и 7 ноября на станцию Бурея пришел первый состав с райчихинским углем. К концу этого же года было завершено строительство вторых путей Амурской железной дороги.

К концу 30-х годов на территории района был создан ряд новых предприятий, с развитием которых возрастает значение Бурейского района в народно-хозяйственном комплексе Приамурья. В Бурейском леспромхозе были образованы новые лесоучастки: Чеугда, Челначи, Тырма, Орлиный, Мальгин. В 1937 году на базе Долдыканского месторождения гранитов основан Бурейский каменный карьер. В 1939 году образован райпромкомбинат. На станции Бурея создаются новые железнодорожные организации: в 1936 году – Бурейская дистанция пути, в 1937 – дистанция сигнализации и связи.

В 1939 году Бурейский район почти в два раза перевыполнил план отгрузки угля и в два с половиной раза – лесопродукции.

В летописи района особое место занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Мужественно восприняли бурейцы весть о вероломном нападении на нашу страну фашистской Германии.

На предприятиях, в организациях, колхозах сразу же состоялись митинги, участники которых выразили единое стремление – все силы направить на разгром врага. В годы воины на защиту Отечества было призвано 6296 наших земляков. Более пяти тысячи из них за ратные подвиги удостоены орденов и медалей.

В страницы военной биографии района вписаны героические дела тружеников тыла. Бурейцы, все как один, встали на ударную фронтовую вахту. Многие из них были награждены медалью "3а доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

Годы послевоенных пятилеток характеризуются значительными преобразованиями хозяйственной, территориальной и социальной структуры района. Важной вехой в его становлении стал 1949 год, когда Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление "О мерах помощи Амурской области". 3начительные средства были выделены на дальнейшее развитие Бурейского района. В связи с этим большие перспективы открылись перед поселком Бурея –Пристань, расположенным на стыке железнодорожных и водных путей. Здесь началось строительство крупнейшего в стране кранового завода. Основанный в 1943 году как ремонтное предприятие, завод в 1959 году перешел в разряд машиностроительных союзного значения. Основной продукцией завода стали электрические мостовые краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Позднее было налажено производство контейнерных кранов, продукции народного потребления. Завод был полностью реконструирован.

В 1954 году вновь создан Бурейский леспромхоз, которому были переданы производственные мощности и личный состав Архаринского леспромхоза. Освоил выпуск новых изделий Бурейский райпромкомбинат. Широким спросом на Дальнем Востоке и в Сибири пользовалась его обозная продукция. фанера, заготовки для мебельных фабрик.

В эти годы коренные изменения происходят в сельскохозяйственном производстве района. В 1951 году начался процесс объединения мелких, малопроизводительных артелей, что позволило механизировать труд колхозников. Спустя 10 лет колхозы были преобразованы уже в крупные сельскохозяйственные предприятия совхозы.

В годы первых пятилеток произошли существенные территориальные преобразования в районе. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1959 года поселок Бурея–Пристань был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Новобурейск. А в феврале 1963 года он становится административным центром Бурейкого района.

В 1956 году Райчихинский поселковый Совет Бурейского района был преобразован в городской Совет областного подчинения. К нему отошли поселки Прогресс и Кивда. А в 1964 году Бурейский район был подвергнут очередному преобразованию. В результате его территория расположенная по левобережью, начиная от Гуликовки и ниже по течению реки, отошла к Архаринскому району. В то жe время к Бурейскому райну была присоединена территория Райчихинского, Виниградовского, Успеновского сельских Советов, входящих в Михайловский район. К этому периоду сложилась нынешняя структура Буреиского района.

Новые перспективы открылись перед районом в связи с началом строительства в среднем течении реки Буреи самой мощной на Дальнем Востоке гидроэлектростанции. Еще в 30-е годы здесь были проведены первые изыскательские работы, которые продолжались в 1964 году. А в марте 1976 года на правом берегу таежной реки высадился первый десант строителей Бурейской ГЭС.

В сжатые сроки был построен поселок гидростроителей Талакан, проложена дорога к нему. В 1979 году здесь был образован новый на территории района Талаканский поселковый Совет.

Все достижения района – это героический труд людей в годы первых пятилеток, в военное время, в период подъема народного хозяйства. Только за 1948 – 1961 годы 46 тружеников были удостоены высшей государственной награды – ордена Ленина. 120 бурейцев были награждены орденом Трудового Красного Знамени, 16 – орденом "Знак почета", 245 человек – медалью "За трудовую доблесть", 290 человек – мeдaлью "За трудовое отличие".

В историю района вошли имена заслуженного врача РСФСР Анатолия Васильевича Логинова, Героя Советского Союза Василия Ивановича Суворова, участника борьбы с японскими интервентами, Дениса Семеновича Ковалева, организатора сельскохозяйственного производства Егора Степановича Тищенко, которым в честь 50-летия образования района решением Райисполкома было присвоено звание "Почетный гражданин Бурейского района".

Многие труженики района удостоены почетных правительственных регалий. Звание "Заслуженный учитель РСФСР" присвоено бурейским педагогам Нине Исаевне Калинич, Степаниде Павловне Коваль, Нине Григорьевне Шпаковой, Анне Гавриловне Черновой, Нине Николаевне Евтушенко, Любови Леонтьевне Бондаренко и другим учителям. Звание "3аслуженный строитель РСФСР" – плотику строительного управления № 11 Дмитрию Сергеевичу Дурицкому и начальнику СПМК Геннадию Алексеевичу Подойницыну. Заслуженным работником железнодорожного транспорта стал главный кондуктор грузовых поездов станции Бурея Николай Иванович Потапов.

Учитывая значение района, бурейцам была предоставлена честь делегировать своих представителей в высшие органы государственной власти страны. В 1966 году депутатом Верховного Совета СССР была избрана молодая крановщица Бурейского механического завода Клавдия Ивановна Скупченко. Депутатом верховного Совета СССР был также бывший председатель райисполкома Юрий Андреевич Тишков.

Прославили Бурейский район многие труженики сельского хозяйства. Высшей государственной награды – ордена Ленина – были удостоены знатный картофелевод совхоза "Тюканский" Николай Максимович Листраткин, телятница совхоза "Кивдинский" Анна Сергеевна Борисова, доярка совхоза "Бурейский" Елена Сергеевна Бычкова.

Большой вклад в развитие района внесли бурейские лесозаготовители. Среди них ордена Ленина удостоены начальник лесопункта Петр Прокопьевич Бальсанов, бензопильщик Иван Николаевич Гребенчуков.

К концу 80-х годов Бурейский район достиг заметных успехов в социально-экономическом развитии Амурской области.

Бурейский механический завод производил более 700 мостовых и около 200 козловых кранов в год, освоил выпуск порталъных кранов. Каменный карьер достиг годового объема выработки строительного щебня – свыше 340 тысяч кубических метров. Вывозка деловой древесины превысила 220 тысяч кубических метров.

В 1988 году труженики сельского хозяйства сдали государству 2198 тонн мяса скота и птицы, 7574 тонны молока, 20 млн. 30 тыс. штук яиц. Совхозы района получили 15,5 миллиона рублей прибыли.

В том же году только на пусковых объектах объем подрядных работ вырос до 11 миллионов рублей.

Объем розничного товарооборота составил 46 миллионов рублей, что свидетельствует о высоком жизненном уровне населения.

Однако в последнее десятилетие многие предприятия понесли ощутимые потери.

Тем не менее, Бурейский район остается важнейшим промышленно-транспортным комплексом Амурской области и страны. Резко возросло его значение в связи с началом строительства Бурейской ГЭС. В июле 2000 года был уложен миллионный кубометр бетона в тело плотины. Улучшилось финансирование стройки, что дает основание надеяться, что в июле 2003 года будет пущен в эксплуатацию первый агрегат Бурейской ГЭС и тогда наш район станет крупнейшим поставщиком электрической энергии на Дальнем Востоке.

По территории района прокладывается важнейшая транспортная магистраль –автодорога Чита–Хабаровск, заканчивается сооружение моста через реку Бурею, с пуском в эксплуатацию которых район получит дальнейшее развитие.

Настойчиво приспосабливается к условиям рыночной экономики Бурейский крановый завод, где осваиваются новые модификации подъемно-транспортного оборудования.

Благодаря усилиям районной администрации, заметный импульс получила культурная и спортивная жизнь. Только в 2000 году в новые помещения переведены центральная библиотека, детская школа искусств. Самодеятельные Художественные коллективы района известны далеко за его пределами. Духовой оркестр детской школы искусств в 2000 году стал лауреатом зонального фестиваля "Российский восход". Известны успехи детского танцевального ансамбля "Радость", народного хора районного Дома культуры, вокально-инструментального ансамбля.

Район гордится и своими спортивными достижениями. Отсюда получил путевку в большой спорт заслуженный тренер России, чемпион мира и олимпийский чемпион Сергей Савельев.

По итогам физкультурно-массовой и спортивной работы 1999 года Бурейский район занял первое место в Амурской области. Таким образом продолжаются славные традиции.

Категория: Россия | Добавил: лесоруб (12.08.2012)
Просмотров: 2758 | Комментарии: 1 | Теги: география, амурская область | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Праздники сегодня
МТСБилайнМегафонUtelTELE2
Отправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMS

mainspyimgspeed