Фамилия возникла на исконно славянской земле, но её корни – не в славянских языках. Основу фамилии Децура составляет видоизменённое арабское имя Джесур, в дословном переводе означающее «смелый, бесстрашный, храбрец». Оно известно всем мусульманским народам. Достойное имя для мужчины!
В православных святцах такого имени нет. Но всё же нет ничего удивительного в том, что это экзотическое восточное имя превратилось в славянскую фамилию.
Вероятно, далёкий предок рода Децура был уроженцем Кавказа. Подобно многим своим землякам, он поступил в Запорожскую Сечь. Запорожцы принимали в свою среду всех, кто ловко обращался с оружием, отважно сражался, соблюдал святые законы товарищества. Этнической принадлежности не придавалось значения, и неважно было для казаков, на каком языке говорил их новый товарищ и какое имя – христианское или мусульманское – он носил. В запорожских реестрах часто встречаются восточные имена. Некоторые из них, труднопроизносимые для казаков, видоизменялись под влиянием славянской речи. Так Джесур стал Децурой. Славянизированное, приспособленное к украинскому языку имя закрепилось за родоначальником, перешло к его сыновьям в виде реестрового прозвища, было унаследовано внуками и постепенно, передаваясь из поколения в поколение, превратилось в наследственную фамилию.
Когда жил Джесур? В какой земле родился? Что привело его в Сечь? На эти вопросы пока нет ответа. Обстоятельства жизни родоначальника остаются тайной. Но ясно одно: Джесур навсегда связал свою жизнь с казачьей вольницей. Его потомки тоже стали казаками. Они приняли православие, носили обычные славянские имена. Об их горских корнях напоминало только доставшееся от предка реестровое прозвище, в котором уже с трудом угадывалось иноязычное имя.
После упразднения Сечи один из сыновей (внуков, правнуков) Джесура пожелал продолжить службу в новых местах – на Кубани или на Дону; он стал основателем российской казачьей династии Децура. Другой потомок остался в Запорожье, занялся сельским трудом и стал родоначальником украинской крестьянской династии Децура. Известно, например, что в 1812 году в Черноморской гвардии воевал Тимофей Децура, казак кубанской станицы Вышестеблиевской. Фамилия Децура (варианты написания Дицура, Децюра) встречалась в кубанских реестрах в начале XX века, хотя и не была распространённой. Вероятно, на Кубани находится «фамильное гнездо» российской династии Децура. Украинская ветвь династии Децура, возможно, связана происхождением с Белозерским районом Запорожской области. В селе Большая Белозерка (Велика Бiлозерка) фамилия Децура встречается часто. Например, в годы Великой Отечественной войны из Большой Белозерки ушли на фронт Пётр Аксентьевич Децура (1921-1943), Семён Трофимович Децюра (1908-1944), Иван Иванович Децура (1919-1943), Дмитрий Васильевич Децюра (1912-1944), Николай Васильевич Децюра (1911-1943), Пётр Григорьевич Децюра (1917-1941), Алексей Кондратович Децура (1919-1943). Иван Ефимович Децюра (1911-1944) был уроженцем деревни Белоступовки Белозерского района. Алексей Кириллович Децура (р. 1915) ушёл на фронт из деревни Берёзовки того же района; считался пропавшим без вести, но выжил, возвратился с войны и встретил 60-летие Победы.
В каком бы государстве ни жили современнее обладатели этой фамилии, к какой бы династии – российской, украинской – ни принадлежали, они имеют основания гордиться своим предком - казаком, который с честью носил благородное арабское имя и передал в наследство потомкам редкую фамилию, звучащую мягко, загадочную для славянского слуха.
Источники: Масенко Л.Т. Украинские имена и фамилии. Киев, 1990. Шкуро В.И. Антропонимия черноморского казачества. Краснодар, 1996. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910. Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1. – Львів, 1990.
|