Когда называют имя Анатолия Папанова, вспоминаешь добродушное лицо актера, неповторимые интонации его голоса, блистательные роли, сыгранные большей частью в комедийных фильмах и спектаклях Театра сатиры.Ну, заяц, погоди! Он не любил, когда люди вокруг, глазея на него, непременно повторяли эту фразу. А роль любил. И все любили…..Проходят годы, давно уже нет с нами этого удивительного человека….подростает новое поколение воспитанное на американских мультфильмах, а у меня в голове до сих пор звучит его удивительный, добрый и такой родной голос…Погоди заяц…погоди наше детство…погоди… Анатолию Папанову было всего шестьдесят пять лет, когда он ушел. И этот уход очень сильно ударил по нашему кино. Согласитесь, редкий актер мог или может ныне играть в диапазоне от Волка из «Ну, погоди!» до Серпилина из «Живых и мертвых». И от Кисы Воробьянинова в «12 стульях» до старика из «Холодного лета 53-го…»
Биография
Семья Папановых ..1928г
С сестрой Ниночкой
Анатолий Папанов родился в октябре 1922 года в городе Вязьма. Родители будущего знаменитого артиста были простыми рабочими.Отец — Дмитрий Филиппович, мать — полька Елена Болеславовна Росковская. В 30-е годы прошлого столетия семья Папановых переезжает в Москву. Анатолий Папанов с охотой посещает школьный драмкружок, что отбило его от дурного влияния улицы. Окончив школу, Анатолий Папанов работает литейщиком на заводе, одновременно посещая известную театральную студию «Каучук», а… все свободное время снимается на «Мосфильме» в массовке в самых разных картинах, мечтая в душе попасться на глаза какому-нибудь известному режиссеру и сыграть роль в его фильме, пусть даже самую маленькую. Планам не суждено было сбыться… началась война.
Анатолий Папанов ушел на фронт и сразу попал на передовую. Ребят 1922 года рождения брали на фронт в июне 41-го в первую очередь, бросая в самое пекло отступлений. Больше ранений и гибели боялись попасть в окружение. Папанова «накрыло» возле городка Ямы. Прямое попадание снаряда в окоп уничтожило остатки его роты. Уже лежа на носилках, он увидел ноги своего друга – Алика Рафаевича, которого укладывали в машину для мертвецов. После госпиталя Папанова комиссовали. К тому времени, когда он вернулся домой, мать давно бедствовала, ей пришлось даже продать единственный костюм сына: есть было нечего, а работы не предвиделось. Мать собрала иголки, нитки, еще что-то по мелочам, и Папанов отправился в деревню – менять на продукты. Занимался таким «ремеслом» с полгода, пока его не выловил военный патруль. Срок, который ломился Анатолию Дмитриевичу, мог оказаться и годом, и червонцем – как повезет. Ему повезло.
Надо признать, что ни тяготы солдатской жизни, ни чудовищное нервное и физическое перенапряжение, ни собственное увечье не ожесточили его сердце. Он продолжал жить. И хотя теперь это было не просто, осенью 1942 года, такой как есть: длинный, худой, некрасивый, в линялой гимнастерке, с нашивками ранений, опираясь на палку, Папанов переступил порог Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского и подал документы. Художественным руководителем ГИТИСа в то время был Михаил Тарханов. Он его прослушал, предложил зачислить сразу на второй курс. Единственное, что его смущало, — палочка, с которой ходил молодой Папанов. «Я все смогу», — сказал начинающий актер. И действительно, избавился от хромоты. Сдав успешно вступительные экзамены, был принят в мастерскую артистов МХАТа М.Орловой и В.Орлова.
Учеба и первая любовь
Вспоминает жена Папанова Надежда Юрьевна Каратаева.
В 41-м году я после школы сразу поступила в ГИТИС. Началась война, и институт эвакуировали в Саратов вместе с МХАТом. А я не поехала, осталась с мамой… Вообще-то я такой человек: как это – все воюют, а я нет! Закончила курсы Красного Креста, работала в госпитале. Потом с подружками попросились на фронт. Маме ничего не сказала. Однажды нас вдруг вызывают в военкомат и говорят: вот, есть санитарный поезд, им как раз нужны три дружинницы. Только тогда сказала маме, что уезжаю под Москву. Ездила я в том санпоезде полтора года. Кроме своих прямых обязанностей, читала бойцам стихи. А когда немцев от Москвы погнали, нас поставили на запасной путь. Я упросила комиссара поезда дать мне увольнительную. Он дал, хотя не без трудностей. Приехала в Москву. Зашла в ГИТИС, прямо в форме, в пилотке. И надо же такому случиться – встретила Иосифа Моисеевича Раевского, своего педагога. Он был директором института и приехал в Москву из Саратова посмотреть, как в ГИТИСе с отоплением и прочим. И вот Раевский меня пригласил на курс.
Курс у нас был замечательный – Коля Озеров, Александр Левинский (потом он стал директором Театра Сатиры). Очень способные ребята. Но скоро выяснилось, что Толя Папанов талантливее и интереснее всех нас. К тому же сказывались и два года, что он занимался в «Каучуке». Я даже не знаю, как это определить… У него ко всему был очень самостоятельный подход. Любой этюд или отрывок он делал невероятно смешно и превращал его в законченное произведение. С других курсов приходили, зная, что сегодня показывает Папанов.
Мы жили в одном районе Москвы – на Малых Кочках (теперь улица Доватора). По вечерам возвращались вместе. Вот и сдружились, двое демобилизованных.
А в 44-м году он стал приходить к нам домой.
Когда я представила Толю своей маме и сказала, что выхожу за него замуж – он такой талантливый, интересный, – она сказала: «Ну, дочка, не знаю. Смотри, наверное, хороший парень… Но хотелось бы покрасивее».
9 мая – был День Победы, а 20 мая мы с ним расписались. Потом свадьба. К тому времени его сестра приехала из эвакуации с мужем и двумя детьми. У них одна комната. Мы тоже в общей квартире на 13 комнат с огромным, длинным коридором метров на 15. Вот в эту квартиру мы с Толей и въехали. Мама позвала плотника, и он нам сделал перегородку – но не до потолка, как в деревнях. Там и начали жить. Буквально с нуля.
О Папанове заговорили уже в те, студенческие времена. Выражение «широко известен в узких кругах» было к нему вполне применимо. После окончания ГИТИСа сразу два театра – МХАТ и Малый – приглашали его в свои труппы. А он поехал с женой в Клайпеду, куда создавать русский театр отправился весь курс. Это было в 1946-м.
Клайпеда – бывший немецкий портовый городок Мемель, заселявшийся русскими и литовцами, – встретила прибывших неестественной тишиной. Добротные, уютные дома были совершенно пусты – выбирай любую квартиру. Ремонтировать и обставлять, естественно, за свой счет. На балкончике прелестного небольшого театра с красными бархатными креслами красовалась надпись: «Здесь выступал Адольф Гитлер». Актеры возмутились.
– Выступал Гитлер, а теперь будем мы, – спокойно отреагировал Папанов.
Там, в Клайпеде, в Русском драматическом театре, после премьеры спектакля «Молодая гвардия», в котором Папанов сыграл роль Сергея Тюленина, появилась первая в его жизни рецензия на выступление. Октябрьский номер газеты «Советская Клайпеда» писал: «Особенно удачно исполнение роли Сергея Тюленина молодым актером А. Папановым. Неиссякаемая энергия, инициатива, непосредственность в выражении чувств, страстность, порывистость отличают его. Зритель с первых же минут горячо симпатизирует Тюленину–Папанову».
Одна женщина……один театр
В 1948 году семья Папановых возвратились в Москву — в Театр сатиры, где Папанов играл до самой своей смерти. ‘Я — однолюб: одна женщина, один театр’, — говорил он о себе.
Первые несколько лет в Театре сатиры у Папанова не было больших и заметных работ. Прошел незамеченным и его дебют на киноэкране — небольшая роль в картине ‘Композитор Глинка’. И лишь в 1954 году Папанов получил в театре настоящую работу — роль в спектакле ‘Поцелуй феи’. В эти же дни у него родилась дочь. ‘Это мне Лена счастье принесла’, — утверждал актер.
Вскоре он стал у себя в театре одним из самых ярких новичков. Про него заговорили. Тогда, наконец, обратили на него внимание и кинорежиссеры. Первым, предложившим Папанову интересную работу в кино, оказался Эльдар Рязанов. Он дал актеру в эксцентрической комедии ‘Человек ниоткуда’ сразу две роли — современного пройдохи-ученого и вождя племени ‘снежных людей’. Было это в 1961 году.
Живые и мертвые
На спектакле Театра сатиры «Домоклов меч» писатель Константин Симонов был настолько поражен игрой Папанова, что предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина. Поначалу Столпер сомневался. Он знал Папанова как исполнителя, в основном, комедийных ролей. Здесь же предстояло сыграть роль героическую. Долго сомневался в своих способностях сыграть героя и сам Папанов. Надежда Каратаева вспоминает: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Мужу несколько раз звонили, уговаривали, а мы стояли и слушали, как он отказывался: «Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу…» И уже после выхода картины, после ее грандиозного успеха он меня часто спрашивал: «Что это все восторгаются? Чего там особенного я сыграл?»»
С выходом фильма на широкий экран к Папанову пришла всесоюзная слава, и спрос на артиста возрос неимоверно. На «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восемь (!) из них пригласили Анатолия Папанова. В ответ он принял все предложения и был утвержден на все восемь ролей одновременно. А позднее, через дирекцию театра, дал всем вежливый отказ: мол, не могу, занят в спектаклях
Не будь Серпилина в актерской биографии Папанова, возможно, не было бы другой военной судьбы, потрясающе сыгранного бухгалтера Дубинского, бывшего радиста-десантника, в «Белорусском вокзале», ставшем классикой отечественного кинематографа.
В кинематографических кругах артист с неподражаемым чувством юмора был принят хорошо — в 60-е годы Анатолий Папанов снимается много, в самых разных ролях и жанрах. Это — психологическая драма ‘Наш дом’, киноповесть об ученых ‘Иду на грозу’, лирические комедии: ‘Приходите завтра’ и ‘Дети Дон-Кихота’, сатирическая комедия ‘Дайте жалобную книгу’, культовые теперь картины: ‘Берегись автомобиля’ и ‘Бриллиантовая рука’. Особняком в этом ряду стоит фильм ‘Живые и мертвые’, где Папанов убедительно показал, что он может играть не только бытовые и комедийные образы, но и героев трагедии.
Фильмография Ленин в Октябре (1937) Казаки (1961) Совершенно серьезно (1961) Человек идет за солнцем (1961) Человек ниоткуда (1961) Бей, барабан! (1962) Порожний рейс (1962) Ход конем (1962) Яблоко раздора (1962) Живые и мертвые (1963) Короткие истории (1963) Приходите завтра (1963) Родная кровь (1963) Стежки-дорожки (1963) Дайте жалобную книгу (1964) Зеленый огонек (1964) Мать и мачеха (1964) Дети Дон-Кихота (1965) Иду на грозу (1965) Наш дом (1965) Берегись автомобиля (1966) В городе С. (1966) Веселые расплюевские дни (1966) Возмездие (1967) Штрихи к портрету (1967-70) Бриллиантовая рука (1968) Виринея (1968) Семь стариков и одна девушка (1968) Служили два товарища (1968) Адъютант его превосходительства (1969) В тринадцатом часу ночи (1969) Семейное счастье (1969) Белорусский вокзал (1970) Сохранившие огонь (1970) В тридевятом царстве (1970) Любовь Яровая (1970) Хлеб и соль (1971) Джентльмены удачи (1971) Разрешите взлет! (1971) Ход белой королевы (1971) Дача (1973) Дела сердечные (1973) Плохой хороший человек (1973) День приема по личным вопросам (1974) Одиножды один (1974) Одиннадцать надежд (1975) Страх высоты (1975) 12 стульев (1977) Инкогнито из Петербурга (1977) По семейным обстоятельствам (1977) Все решает мгновение (1978) Любовь моя, печаль моя (1978) Инженер Графтио (1979) Пена (1979) Любовь моя вечная (1981) Отцы и деды (1982) Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа (1983) Время желаний (1984) Холодное лето пятьдесят третьего… (1988)
Из семейного альбома
Папанов шутит
УКРОМНОЕ МЕСТЕЧКО
Как-то театр Сатиры был на гастролях в Севастополе. Вечером спектакли, а днем все отправлялись на пляж. Георгий Менглет, Евгений Весник и Анатолий Папанов всегда ходили вместе. Вот, только плавали Весник и Папанов, так как Менглет плавать не умел. Актеры заплывали за буйки и уплывали за какой-то утес. Однажды Георгий Менглет не выдержал и спросил товарищей:
- Что это вы так далеко заплываете?
На что Анатолий Папанов ответил:
- Так это единственное место, где можно спокойно поговорить о политике.
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛИЗМА
Однажды Анатолия Папанова наградили туристической путевкой в США. Он отправился туда с женой актрисой Надеждой Каратаевой. Жена Анатолия Дмитриевича была членом КПСС, и при первой возможности пыталась показать мужу «звериное лицо капитализма».
На одной из экскурсий они накупили пирожков и Надежда Юрьевна обратилась к мужу с очередной агитацией:
- Вот, видишь! У них пирожок стоит доллар, а у нас всего 10 копеек!
-Правильно рассуждаешь, Надя. Если учесть, что после нашего пирожка и лечение бесплатное…
ПОДАРОК ФРОНТОВИКОВ
Анатолий ПАПАНОВ поехал на гастроли в Кишинёв. В аэропорту его встретили друзья, с которыми он воевал, и подарили солдатский чайник литров на 20 с яблочной водкой. ПАПАНОВА приглашают в чёрную «Волгу», а он: — Я с народом в «Икарусе» поеду. Сел впереди и накачал весь автобус в умат. Приезжают на главную площадь, кто-то должен говорить приветственное слово. ПАПАНОВ вызвался: — Я скажу. Вышел к микрофону и произнес лишь одну фразу: — Ну, заяц, погоди! Утром молодые артисты Театра эстрады пошли с ребятами в парк попить пивка. Видят, на пляже лежит лишь один мужик в трусах, а лицо закрыто кепкой. И.ХРИСТЕНКО замечает: — Мужик допился — копия ПАПАНОВ. Кепка поднимается — точно ПАПАНОВ. Начинает извиняться — ПАПАНОВ не слушает: — Давай, быстро, два пива мне сюда…
СНИЖЕНИЕ ЦЕН
Спектакль «Интервенция», 1974г. Сцена прихода большевика (А. ПАПАНОВ) в казарму к французским матросам (А. МИРОНОВ). ПАПАНОВ всегда говорил: — За голову большевика обещана награда – 10 000 франков. Однажды он сказал в этом месте: — За голову большевика обещана награда – 5 000 франков. МИРОНОВ в сторону тихо: — Большевики подешевели…
Когда пришла слава, он отнесся к ней без особого почтения. Могло показаться, что она, скорее, досаждала ему, особенно после знаменитого Волка в «Ну, погоди!». Все ведь началось с одной серии мультфильма, которой и собирались ограничиться. Волком заставляли его орать на концертах, Волк стал его наваждением и морокой. Это была его «Муля» – та самая, которой изводили на улицах страны Раневскую. Полушутя он жаловался режиссеру Котеночкину: «Твой Волк зачеркнул всю мою творческую биографию». Он ненавидел и любил это забавное и нелепое создание, бесцеремонно вторгшееся в иерархию его актерских ценностей. Терпеливо подписывал программки и крестил пионерам лбы: «Ну, заяц, погоди, ну, заяц, погоди…»
Его огорчало, когда мамы пугали детей: «Вон волк идет!» — и показывали на Папанова пальцем, — вспоминает Надежда Юрьевна . — «Этот волк перегрыз всю мою биографию», — однажды признался муж.
На бытовом и творческом уровне противоречия и парадоксы сплетались в законченный узор. Он купил машину и не любил ездить на ней. Жаловался на однообразие Плучека и, понимая, что слишком многим обязан ему, не решался уйти, несмотря на многократные предложения Малого театра.
В середине восьмидесятых Анатолию Папанову предложили попробовать себя на преподавательском поприще, и он стал руководителем иностранного курса в ГИТИСе. Но… «ругать он умел только равного. Он стеснялся даже вести со студентами дисциплинарные беседы, – говорил В. Андреев, режиссер института. – А между тем, студенты попривыкли и стали позволять себе хулиганить и даже драться. Декан просил Анатолия Дмитриевича применить власть художественного руководителя курса. А тот смущенно возражал: «Не умею я как-то… об этом». И продолжал работать «без втыков». И вовсе не потому, что следовал педагогическим методикам. Просто Анатолий Папанов «был человеком очень доброго сердца»».
И, правда, разве могут недобрые люди делать добрые мультфильмы для детей? «Машенька и медведь», «Про козла», «Фунтик и огурцы», «Бабушкин козлик», «Кот-рыболов», «Рикки-Тикки-Тави», «Маугли», «Чуня» – вот далеко не полный перечень историй, герои которых говорят папановским голосом. Ну а после выхода серий «Ну, погоди!» Волк стал настоящим кумиром детей и взрослых! На творческих вечерах артиста споры в защиту «бедного Зайца» или «бедного Волка» бывали очень горячи. Иногда ребята спрашивали: «Почему вы согласились озвучивать такого страшного Волка?». А Папанов, всегда защищавший своего подопечного, отвечал: «По-моему, он совсем не страшный. Если сначала Волк действительно что-то замышлял про- тив Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство. Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком! Волку ничего такого и в голову бы не пришло».
В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: «Меня эта тема волнует». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове. По словам режиссера, неделю они работали нормально. Никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня эта окружена с трех сторон водой, а следовательно, изолирована. «И вот, через неделю наступил первый съемочный день Папанова, – говорит А. Прошкин. – Начинаем снимать, и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок.
А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетниц, кричим в рупор – бесполезно. Они приближаются, причаливают, и тут, смотрим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой. И все, оказывается, приехали на встречу с дедушкой Волком!…»
Может быть, это плод моего воображения, — рассказывает режиссер «Холодного лета…» Александр Прошкин, — но в какой-то степени Папанов предчувствовал свой уход. Мы снимали сцену последнего боя, в котором его герой погибает. После съемок он вдруг попросил: «Пойди, покажи мне мою могилку». Я удивился: «Ну что за ерунда, Анатолий Дмитриевич, кино есть кино». А он свое: «Нет, покажи». А когда посмотрел на холмик с деревянным крестом, как всегда, что-то сострил, а потом как бы закрылся от всех, потерял нас, остался сам с собой.
Почти закончив съемки, режиссер просил актера остаться в деревне и отдохнуть. У них бы- ло еще два дня. Но Папанов настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежитие и всякое такое… Чтобы ребятам нормально жилось!» «Спорить я не стал, – продолжает А. Прошкин. – О чем бесконечно жалею».
Работа в фильме осталась незавершенной. Роль А. Папанова озвучивал другой актер. Не сбылась и сокровенная мечта артиста: он, наконец-то, уговорил главного режиссера Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль. В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние». Надежда Юрьевна добавляет: «Сидим как-то, на кухне… Толя и говорит: «Послушай, какой я финал к спектаклю придумал»… Принес магнитофон, включил: «Когда Яков умирает, церковное пение должно звучать. Сначала тихо… потом громче, громче… и в темноте свечи горят… много свечей…»»
Анатолий Папанов умер от острой сердечной недостаточности, в Москве, в своей квартире. И никого не оказалось в этот момент рядом… Хоронили артиста в закрытом гробу. Тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище проститься с дорогим актером. Вот как рассказывает об этом В. Золотухин: «Я спешил… Взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро и накупили цветов: «Поклонись ему от нас…»»
Грустно, когда из жизни уходит хороший человек. Но живы прекрасные роли. И любимые кинофильмы по-прежнему не исчезают с наших экранов.
НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ОТ ВСЕГО НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ…..
В статье использованы материалы сайтов: petershop.com, afisha.ru, savok.name , papanov.ru ,peoples.ru , kinopoisk.ru , akter.kulichki.com , ruskino.ru , nashfilm.ru ,kinonews.ru ,inoekino.ru images.yandex.ru и др
|