Главная
 
Бугровы/BugrovyСуббота, 28.12.2024, 13:25



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
МЕНЮ

Архив записей

Луковецкий 
free counters
Кланово Родовой сайт РунетаВсероссийское генеалогическое древо
ОБД Мемориал Сайт Генеалогическое древо - GenoTree.ru> Подвиг Народа История, генеалогия, архивы, биографии, ономастика ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны Солдат.ру Геральдика.ру Герои страны История нашей страны Архивы России Наследия

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

Skype Me™!
Главная » 2013 » Март » 30 » Борис Кузьмич Новиков – Чтобы помнили…
17:07
Борис Кузьмич Новиков – Чтобы помнили…

(фото кликабельны)

Борис Новиков — выдающийся актёр, создатель многих замечательных образов в нашем кинематографе, например, оборотня Тараса — Ильи из сериала "Тени исчезают в полдень". Его знаменитое "загремим под фанфары" стало поговоркой. За свою долгую актерскую биография, а длилась она без малого полвека – с 1948 по 1996 годы, комедийный актер воплотил на экране более 150 различных героев. И каждый раз находил в том человеке, которого играет, такие нотки, при которых даже самый отъявленный подлец становился нам немножечко симпатичен. Наверное, потому что в его образах всегда присутствовала изрядная доля самоиронии. Среди его ролей мы можем встретить весьма разноплановых героев: прогульщиков, художников, бригадиров, начальников автоколонн, военных, завхозов. Есть в его копилке даже истопник. Особо удачно ему удавались эпизодические роли, благодаря чему он даже получил прозвище «Король эпизода».

Выдающийся актер появился на свет 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 Рязанской области. Его детство прошло тут же, как говорится, под стук колес. Говорят, что такие ритмичные звуки воздействуют на сознание, делая характер человека чуть мягче. Возможно, так было и у Бориса, во всяком случае, он никогда не был чересчур конфликтным человеком, всегда стараясь смягчить любое обострение ситуации. А артистом он мечтал быть всегда. Опять, наверное, повлияла «вокзальная» жизнь, где, как в калейдоскопе, одно лицо сменяет другое, а люди бывают естественнее, быть может, только в бане…Как бы там ни было, а уже в 1948 году, после окончания школы-студии Юрия Завадского, Бориса Новика практически сразу приняли в труппу театра Моссовета. И уже в самом начале артистической карьеры молодого актера ждал невиданный успех. Именно ему режиссер доверил роль Василия Теркина в пьесе по одноименной поэме Александра Твардовского. Последние слова спектакля потонули в грохоте аплодисментов, а счастливого актера уже обнимал за кулисами сам Твардовский, радостно восклицая: «Именно так я себе и рисовал своего героя»…

"Актер удивительно виртуозно балансирует на грани "легенды" и "были": он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу "массовндных простачков", рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки" — так в 1961 году писал Григорий Бояджиев о роли Теркина в исполнении Бориса Новикова. Но такая быстрая слава не стала ключом к новым успехам. Напротив, Новиков нажил столько недоброжелателей, что дело доходило до форменных скандалов. Против Бориса ополчились коллеги, причем, не гнушались обзванивать труппы и рассказывать о том, что, мол, Новикову лучше не доверять роли, так как он запойный пьяница и может подвести в любой момент. Били ли эти наветы по самолюбию актера? Вне всяких сомнений. Но, какой бы ранимой ни была его душа, Борис никогда не показывал окружающим, что его сплетни каким-то образом задевают…Новиков мог получить государственную премию за эту роль, но главный режиссер Юрий Завадский был против: "У меня нет Ленинской, еще ни Вера, ни Слава не имеют…" Подразумевались Марецкая и Плятт — актеры старшего поколения.Премии Новиков не получил, но ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, вспоминая те годы, называла происходившее не иначе как травлей. Один из актеров театра и тайных «доброжелателей», когда Новиков двумя годами позже уходил из театра Моссовета, "доброжелатель" не погнушался обзвонить театры, и дискредитировать товарища по ремеслу. Была разрушена договоренность Новикова с Михаилом Царевым о переходе в Малый театр. Но Валентин Плучек оказался не восприимчив к наветам и взял Новикова в труппу Театра Сатиры, где работал достойно, талантливо и с выдумкой прослужил с 63-го по 72-й год. Когда Высоковский вслед за Новиковым вводился на роль аптекаря в "Интервенции", то попросил разрешения играть с теми репликами, которые Борис Кузьмич сам для себя досочинил. Новиков был не против.


Гораздо более счастливой была киношная судьба актера. Он начал сниматься в далеком 1956 году, а спустя два года стал узнаваем после киноэпопеи «Тихий Дон» Герасимова, где сыграл роль Митьки Коршунова. И хотя по молодости ему поручали на экране в основном роли отрицательных персонажей – пьяниц, шпаны, бандитов и даже иностранных шпионов (фильмы: «На графских развалинах», «Голубая стрела»..«Девушка с гитарой», «Испытательный срок», «Друг мой, Колька»), режиссеры спохватились очень быстро – обаятельный Новиков мог кого угодно «перековать», а множить ряды отрицательных героев в жизни режиссерам не очень-то хотелось. Знаковой стала роль Новикова и в одном из первых, ставших культовым советских сериалов – «Адъютант его превосходительства». Именно здесь в небольшой роли еврея ювелира Либерзона, Новиков сумел раскрыться с лучшей стороны. А спустя три года ему поручают роль «забитого человечка», «оборотня» Тараса – Ильи в другом культовом сериале – «Тени исчезают в полдень». Народ смеялся до слез над его ужимками, гримасами, и легким заиканием…


Но судьба, по большому счету, не часто подносила Новикову такие щедрые подарки. И от этого актер и в самом деле все чаще и чаще стал прикладываться к рюмке. И даже супруга ничего с этим поделать не могла – Новиков напивался артистично, буквально «с наперстка». Возможно, он бы и одолел свое «пристрастие», но тут незаметно подкралась болезнь – сахарный диабет. Одно цеплялась за другое… Возможно, все могло перемениться, если бы Новиков меньше был предоставлен сам себе, разъезжал бы с различными выступлениями по стране. Его любили, а потому полные залы были бы гарантированы. Голосом Кузьмича говорит не кто иной, как почтальон Печкин, принесший письмо «от вашего мальчика». Более того, если самому Борису Новикову памятник (не считая того, что находится на Даниловом кладбище) еще не поставили, то скульптура его почтальона Печкина украшает сразу несколько городов. Согласитесь, это бывает не так уж часто…



Кстати говоря, Борис Кузьмич был не по-актерски скромен: если случалось вместе с группой представлять картину публике, в зале обычно возникало оживление, раздавались хохот, выкрики в его адрес, а он, как бы стесняясь своей славы, прятался за спины коллег.Что касается легендарного персонажа из "Теней…", артист придумал его от "А" до "Я", раскрасил образ нюансами — от легкого заикания, вечно бегающих глаз до потребности озираться — из боязни, что ударят. Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках — не боялся отвернуться от камеры, почесатъся,. передернутъся. На площадку приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены. (Причем сожалел, что так и не занялся всерьез режиссурой.)

Из статьи А. Амелькиной («Комсомольская правда», 8 августа): «Как актер «старой гвардии» Борис Новиков не умел подрабатывать на «левых» концертах. Тяжело переживал распад советского кинематографа и смешно сердился на телевизор, когда тот рассказывал про «культурные» неудачи. Борис Кузьмич все ждал, когда позвонят с «Мосфильма» и предложат роль. (Последний фильм Бориса Новикова — «Твоя воля, Господи», снятый в 1993 году) Но звонка все не было, как не было, собственно, и самого кино. Актер устал ждать … и заболел.


Тяжелый недуг сразу приковал к постели. В доме Новиковых начали считать деньги. Да и считать было нечего. По несколько тысяч «пенсионных» у стариков да столько же «инвалидных» сына (тот болен с детства и сейчас — на полном содержании у матери). За эту сумму выходить боялись, так как Борису Кузьмичу нужны были дорогие лекарства.Но мир не без добрых людей. Где-то услышал о беде Новиковых Леонид Ярмольник. Сам он в квартире знаменитой сталинской высотки на Котельнической набережной, 1 так ни разу и не появился. Зато каждый месяц, исправно, как зарплату, девочки из «L-клуба» приносили актеру деньги. Ровно двести долларов. Борис Кузьмич до этого ни разу «зеленых» в руках не держал и, получив их в первый раз, долго рассматривал незнакомые бумажки. А потом… заплакал: «Спасибо Ленечке, хоть он не забыл… Передай ему, — сказал жене, — как только встану, обязательно все отработаю. Долг верну…».Скончался Борис Новиков 29 июля 1997 года, в Москве.Хоронила мужа Надежда Антоновна одна. Нет, не совсем, было еще трое стареньких родственников — девяностолетний дядя актера и два его пожилых сына. Когда гроб выносили из машины, не хватило одного человека, чтобы поддержать, и вдова сама было хотела помочь, подставив в последний раз плечо мужу… Хорошо, что шофер сердобольный помог. …А в Союзе кинематографистов ничего, кажется, о смерти народного артиста Владимира Новикова не знали. «Нет, помнится, какой-то листок-объявление висел, — вспомнил, поднатужившись, один из коллег Бориса Кузьмича, — но, честно говоря, все мы были такие замотанные, ведь шел кинофестиваль!»

Последнюю роль, Борис Новиков сыграл в фильме «Возращение «Броненосца», буквально за год до смерти. Бориса Новикова похоронили на Николо-Архангельском кладбище.


Пост подготовлен по материалам открытых интернет источников: kino-teatr.ru, http://www.peoples.ru, golddisk.ru, ahuman.ru, phishka.ru, 1001material.ru и др..

Просмотров: 969 | Добавил: лесоруб | Теги: мастера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Праздники сегодня
МТСБилайнМегафонUtelTELE2
Отправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMS

mainspyimgspeed