Главная
 
Бугровы/BugrovyВоскресенье, 28.04.2024, 15:06



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
МЕНЮ

Архив записей

Луковецкий 
free counters
Кланово Родовой сайт РунетаВсероссийское генеалогическое древо
ОБД Мемориал Сайт Генеалогическое древо - GenoTree.ru> Подвиг Народа История, генеалогия, архивы, биографии, ономастика ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны Солдат.ру Геральдика.ру Герои страны История нашей страны Архивы России Наследия

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

Skype Me™!
Главная » 2014 » Февраль » 12 » "Гони рупь, родственник!"
16:43
"Гони рупь, родственник!"


О популярности актера в первую очередь свидетельствуют слова его героев, «ушедшие в народ». И если вы услышите: «Настоящему джентльмену есть всегда что сказать», можете не сомневаться – перед вами поклонник Брондукова. В творчестве этого артиста (кстати, он снялся в 115 картинах!) вряд ли удастся насчитать и полдюжины главных ролей. Его популярность уникальна – она заработана вторыми ролями и эпизодами. Но как он их играл!

- Знаете, как называли Брондукова зрители и поклонники, встречая его? Афоней! — вспоминает заслуженный артист Украины Михаил Горносталь. — Вот удивительно: не он ведь сыграл Афоню, а Куравлев. Но с Борей нельзя было ходить по улице. Отовсюду доносилось: «Афоня! Ты мне рупь должен!»

БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ родился 1 марта 1938 года в селе Дубава Киевской области. Родители хотели назвать его Болеславом, но им сказали: «Такого имени нема, е Борислав».

«Афоня, рубь гони!»


Профессиональным актером Борислав становиться не собирался. Окончил горный техникум в Киеве, работал на заводе «Арсенал» и играл в народном театре. Случайно его игру увидел ректор театрального института Николай Заднепровский. «Молодой человек, вам надо к нам», — сказал мэтр.
Дебют Брондукова на экране состоялся в 1962 году в картине Сергея Параджанова «Цветок на камне». Потом он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши», «Здравствуй и прощай»… Постепенно от картины к картине он завоевывал сердца зрителей и признание режиссеров. Сила таланта Брондукова была такова, что, даже снимаясь в эпизодических ролях, он становился украшением любой картины. Достаточно вспомнить жениха из рязановского «Гаража» или роль алкоголика из «Афони».
Брондуков всегда щепетильно относился к выбору ролей. Если ему предлагали большую роль в третьесортном фильме — отказывался. Снялся он более чем в ста фильмах, но главных ролей у него всего четыре.


«Вий» (1967)


Стас Садальский с Брониславом в картине»Уникум»

Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: «Афоня! Рубь гони!» в комедии Георгия Данелии «Афоня». Брондуков мог сыграть в этом фильме главную роль.
Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Боре роль Борщова. Но вскоре было принято решение, что картину будет делать Георгий Данелия на «Мосфильме». Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил режиссера взять его хотя бы на эпизодическую роль. Данелия уступил, но роль алкаша Федула, которую он предложил Брондукову, содержала всего одну реплику — несколько секунд в кадре!
Все изменилось после проб. Данелия просто влюбился в актера! Целый день они обсуждали образ, и роль сама собой разрослась до нескольких сцен. Перевернули вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» в поисках костюма, но ничего не нашли. В итоге Брондуков снимался… в старом свитере самого Данелия, который тот нашел у себя на даче.

Заложник образа

После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что, кстати, очень расстраивало его жену. Ну в самом деле, кому приятно, что у мужа такое амплуа? На премьере картины «Сто грамм для храбрости», где Брондуков сыграл алкоголика Федю, она так расстроилась стопроцентному попаданию супруга в образ, что, едва выйдя из кинозала, заявила: «Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!».
Ну а что вне экрана? Многие ведь считали, что Брондуков и в жизни «закладывает за воротник». «Это не так, — говорит Екатерина Петровна. — Он был очень дисциплинированным и держал себя в форме. Муж всегда повторял, что дисциплине в профессии его научил Евгений Леонов, с которым они в 1973году снимались в «Премии». Леонов говорил: «Боря, даже алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист. Если завтра съемка, то — ни-ни!» Бронечка всегда придерживался этого правила. На вечеринках с друзьями он, конечно, мог пригубить, и порой очень даже хорошо, но уже утром всегда был как огурчик».

«Говно ты, а не актриса»

КОГДА они встретились, Екатерине было 18 лет, Брондукову — 30. За его плечами уже был один брак, продлившийся всего месяц. У помощницы режиссера красавицы Марины оказалось тяжелое, неизлечимое психическое заболевание.
Екатерина Петровна: «Однажды подруга спросила: «А ты хотела бы поступить в театральный?» — «Я разве могу?» — «Конечно, там гораздо менее талантливые проходят». Подружке в то время нравился один актер, и она предложила: «Мой должен сегодня прилететь, поехали, встретим». В аэропорту я увидела двоих мужчин: один высокий, красивый, хорошо одетый. А рядом с ним невзрачный, с большим чемоданом. Я тогда подумала — носильщик.
Подруга уединилась со своим молодым человеком в сторонке, а мы остались с Бориславом. Мало того что он был нетрезвым, так еще стал ко мне подвигаться вплотную, чуть ли не обниматься. Я, пораженная таким хамством, сказала: «Как вам не стыдно? Вы же уже старый человек». Разгневанная, я подхожу к подруге и говорю: «Пойдем отсюда». А она мне: «Ты хочешь поступить в театральный? Борислав Николаевич тебе поможет». И действительно помог. Как выяснилось потом, он сразу в меня влюбился, я же поначалу не воспринимала его всерьез.
Это потом я поняла, какой он замечательный, и полюбила его. Он был не только большой души человек, но и очень обаятельный мужчина…» Поженились они в апреле 1969 года. Хотя в театральный институт Екатерина Петровна и поступила, актрисой она так и не стала. Да и муж этого не хотел. Говорил: «Говно ты, а не актриса». А она не обижалась. Где-то в глубине души в ней всегда жила уверенность, что будет нужна любимому Бронечке совсем не как актриса. Так оно и вышло.

Другие работы в кино


Брондуков в фильме «Подвиг Одессы»


Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте «Табор уходит в небо» и комедии Виталия Мельникова «Женитьба» по одноименной пьесе Н.В.Гоголя.
Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон». Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» (тюремщик), «Жестокий романс» (Иван), не потерялся и в блистательном ансамбле «Гаража», сыграв незадачливого жениха.
Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится», «Зелёный фургон». В последнем он удивительно смешно сыграл милиционера Грищенко.
Интересны также в его творческой судьбе фильмы «Вас ожидает гражданка Никанорова», в котором Борислав Брондуков блестяще сыграл героя-любовника и сумел разрушить стереотип сугубо комедийного актера и роль в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень».
В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей — инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Бронислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой. Она обратила на него внимание мужа, являвшегося одним из авторов сценария. Брондукова пригласили… даже не на пробы, а на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников. Он сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим». Так что Лестрейд говорит голосом «не своим», а ленинградского актера Ефимова. (После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.)


«Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978)


«Мы из джаза» (1983)


«Женитьба» (1977)

Брондуков часто играл эпизодические роли, как например в комедиях «Спортлото-82″ (директор турбазы), «Мы из джаза» (лже-Колбасьев) или «Опасно для жизни» (Переделкин). Но и появляясь в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Его обаянию невозможно не поддаться, даже если это герои, грубо говоря, «отрицательные». Причем работал актёр почти всегда на одной краске, пользуясь несколькими, сугубо «брондуковскими» штампами, свойственными только ему.
Екатерина Брондукова: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!»".


«Здравствуй и прощай» (1972)


«Кот в мешке» (1979)


В роли инспектора Лестрейда в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, прервавший его актёрскую карьеру. С тех пор актер не говорил и почти не двигался. Только плакал и… смотрел. Плакал, когда приходил его навестить кто-то из товарищей по советскому ещё киношному цеху. Плакал, видя на телеэкране «Афоню» или «Приключения Шерлока Холмса». Плакал, если рядом заходил разговор о его болезни… Борислав Николаевич слышал, что говорят вокруг, но никто не знал, о чём он думает. С окружающим миром Брондукова связывали глаза. Его невозможный, пронзительный, как показалось, немного укоризненный взгляд трудно было выдержать …
Сгубили бедность и ощущение собственной ненужности

ЕКАТЕРИНА Петровна: «Это случилось ночью. Все спали. Вдруг Бронечка проснулся и пошел на кухню. Слышу, что-то разбилось. Думаю: «Ах, неаккуратный…» Его долго не было, потом пришел и лег. Но я почувствовала что-то странное. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, вижу, Бронечка лежит с перекошенным ртом, ничего не в силах сказать. Начались «скорые». Одна, другая, третья. Забрали в больницу. Я тогда света белого не видела. У Бронечки отнялась речь. Я начала с ним заниматься сценической речью. И научила говорить заново. Он быстро стал поправляться, начал ходить на рыбалку… Это был 1985 год. Он не щадил себя, буквально жег работой, постоянно мотался по съемкам: Москва — Киев — Одесса — Ленинград — опять Москва… Дома бывал месяца два в году и совсем не отдыхал.

После четырех месяцев в больнице артист справился с болезнью. И снимался еще 9 лет. В 93-м — второй инсульт. Жена Екатерина Петровна бросила работу, постоянно находилась возле мужа. Денег не было, и она села за швейную машинку, стала шить на заказ концертные платья для украинских эстрадных звезд…

Брондуков снова нашел в себе силы подняться, начал закаляться по методу Порфирия Иванова и даже снова вышел на съемочную площадку! Впрочем, кино у нас в это время снимать практически перестали; актер оказался невостребованным, никому, кроме семьи, не нужным.

Вскоре семья Брондуковых практически оказалась без средств к существованию. Вспоминает Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего». Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали».

Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт. Через год начались приступы эпилепсии. С тех пор он не говорил и почти не двигался. Только плакал и… смотрел. Плакал, когда приходил его навестить кто-то из товарищей по советскому еще киношному цеху. Плакал, видя на телеэкране «Афоню» или «Приключения Шерлока Холмса». Плакал, если рядом заходил разговор о его болезни… Борислав Николаевич слышал, что говорят вокруг, но никто не знаел, о чем он думает. С окружающим миром Брондукова связывали глаза. Его невозможный, пронзительный, как показалось, немного укоризненный взгляд трудно было выдержать …

После сложнейшей операции по удалению гематомы мозга врачи предупредили: вероятность летального исхода — 99%. Но он жил. На таблетках, на капельницах. Туда, за черту, не отпускала Екатерина Петровна — его жена, его Ангел, его последняя опора. Она кормила Борислава Николаевича кашей из ложки, вытирала ему слезы, переворачивала на другой бок, мыла, ласково называя Бронечкой.

Положение семьи продолжало оставаться бедственным — порой им просто не за что было купить хлеба. О народном артисте тогда все забыли.


С женой. 2003 год.

ОДНАЖДЫ в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? — возмутилась жена. — Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали. И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Борислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал — от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по НТВ. И началось: простые люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима… Звонившие негодовали: почему украинская пресса так долго молчала о том, что Брондуков в беде? Почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах — на деле. Екатерина Петровна очень радовалась тогда: «Теперь я могу готовить Бронечке не только морковные или свекольные котлетки, но и мясные, куриные, которые он так любит, могу купить даже киви, вкуса которых мы прежде не знали…»

…Первого марта Бориславу БРОНДУКОВУ исполнилось 66 лет, а через девять дней его не стало. Жена, Екатерина Петровна, преданно ухаживавшая за парализованным мужем долгие годы, накануне его смерти вскочила с постели: ей показалось, что она явственно услышала чуть хрипловатый голос мужа: «Умру. Наверное, умру…» Кинулась к его кровати, но Борислав Николаевич спал тревожным сном больного человека. «Не может быть, — попыталась отрешиться от горестных мыслей Екатерина Петровна. — Ведь я так его люблю…»
ОН УМЕР в пять часов вечера. Екатерина Петровна: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились… Лицо стало таким умиротворенным. И все…»


Источник: /nnm.ru

Просмотров: 486 | Добавил: лесоруб | Теги: Кино, Б.Брондуков, СССР, мастера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Праздники сегодня
МТСБилайнМегафонUtelTELE2
Отправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMSОтправить SMS

mainspyimgspeed