Правительство пытается ввести платеж за недвижимость с 2004 года
Карманы собственников квартир и домов опустеют в два-три раза. Затянуть пояса их заставит новый налог на недвижимость, споры вокруг которого не утихают с 2004 года. Так, две недели назад правительство в очередной раз внесло в Госдуму поправки о его введении. Ранее предполагалось, что он должен заменить два существующих сейчас платежа — налог на имущество физических лиц и земельный. Однако теперь власти предлагают последний все же оставить, а налог на имущество просто поменять на налог на недвижимость. Но это не означает, что от переименования платежей расходы россиян не изменятся. Дело в том, что, по задумке властей, расчет «недвижимого» налога должен вестись с кадастровой, приближенной к рыночной, а не инвентаризационной стоимости объектов. Впрочем, в правительстве обещают повышать нагрузку для основной массы владельцев жилья в течение пяти лет. Тем не менее, по подсчетам экспертов, налог увеличится как минимум в 2,5 раза.
Оценка, про которую забыли
К введению нового налога на недвижимость власти готовятся уже ровно 10 лет. В 2004 году в Госдуму был внесен на рассмотрение соответствующий законопроект. Суть его была в замене имеющихся платежей за землю и за имущество одним общим налогом. Это логично: на то она и недвижимость, что ее никак не оторвать от места, на котором она стоит. Согласно документу, новый налог предоставляет местным властям право взимать налог на «недвижку» не инвентаризационной, как сейчас, а кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья.
Однако дальше первого чтения дело не продвинулось.
«Внести в Налоговый кодекс налог на недвижимость попытались в 2004 году. Тогда законодатели констатировали, что идея прекрасна, но кадастровой оценки всех объектов России нет и в ближайшем будущем не предвидится, а посему проект надо доработать», — пояснил «МК» общественный представитель уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей в налоговой сфере Михаил Орлов. Как справедливо отмечают эксперты, с той попытки по введению «недвижимого налога» прошло 10 лет, а изменилась всего лишь малая доля задуманного. Так, по состоянию на 2013 год полностью обработаны были только Москва и Московская область. Но если кадастровый учет с тех пор продвинулся не сильно, то вот Госдума сменила два состава, а российские финансисты — своего министра: на место Алексея Кудрина пришел Антон Силуанов.
И все это время гражданам сообщали, что законопроект «набухает» поправками и уточнениями, а это значит, что вот-вот вместо двух старых налогов появится один.
А между тем Минфин, оказывается, втайне готовил контрреволюцию. Так, летом 2013 года ведомство внесло в правительство очередной законопроект. Но тогда такая редакция поправок была жестко раскритикована в администрации президента Владимира Путина за то, что вела к заметному увеличению нагрузки на граждан и, соответственно, росту социальной напряженности. Одна из выдвинутых тогда претензий — урезание льгот по налогу. Вместо нынешнего полного освобождения от уплаты в соответствии с Законом «О налогах на имущество физических людей» Минфин предлагал ветеранам, инвалидам, пенсионерам и другим льготникам лишь вычет в размере 30 квадратных метров из облагаемой площади жилья.
И вот после почти годовой дискуссии внутри правительства две недели назад в Госдуму были внесены поправки ко второму чтению как раз к тому законопроекту о «недвижимом» налоге 2004 года. Как отмечают эксперты, власти поспешили.
«Вопрос требует обсуждения, точных расчетов, на основе которых надо принимать решение. Но такой подход правительство не устраивает. Вместо того чтобы внести законопроект в официальном порядке, оно пытается внедрить его с нарушением регламента. «Раскопали» законопроект 2004 года, принятый в первом чтении, и формально вносят в него поправки. Это означает лишь отсутствие какой-либо дискуссии», — уверен Орлов.
Теперь правительство предлагает заменить налог на имущество налогом на
недвижимость, а налог на землю
оставить. Обоснование — кадастровая оценка земли проведена, а недвижимости — нет, поэтому рассчитать общую ставку весьма затруднительно.
Ситуация стала анекдотичной: после 10 лет мучений нам предлагают всего лишь переименовать один налог. Но все не так просто. «В документе 2004 года была принципиально другая концепция. Закон распространялся на физических и на юридических лиц. Но правительство все опять меняет, и теперь под налог попадают только физлица. Кроме того, по законопроекту 2004 года облагаться налогом должна оценочная стоимость, которая берется в качестве 80% и более 80% от рыночной стоимости. То есть был механизм по защите налогоплательщиков от необоснованного повышения бремени. В нынешних же поправках эта идея отвергается. Попросту берется кадастровая стоимость, а вы уже, россияне, сами гадайте, как она будет сформирована. Причем земельный налог будем взиматься в полном объеме. Происходит навязывание поправок, которые даже не были обсуждены с субъектами», — сетует Орлов. Фактически перед нами капитуляция правительства перед регионами, которые не смогли вовремя провести полную кадастровую оценку своих владений. Оказалось проще переписать законодательство под грустную реальность, чем выполнить собственные намерения.
Впрочем, поправки Минфина не касаются самой процедуры введения нового налога. С 2015 по 2019 год регионы по мере готовности кадастровых оценок будут переходить на него, отменяя при этом устаревший налог на имущество. Предельные ставки: 0,1% от кадастровой стоимости объектов — для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей машино-мест, 0,5% — для иных строений. Отдельно в развитие идей о налогах на роскошь установлена ставка для недвижимости стоимостью свыше 300 млн рублей — до 2%. Также налогом не облагаются квартиры площадью в 20 кв. м, комнаты — в 10 кв. м и дома — в 50 кв. м.
Что же касается процесса увеличения налоговой нагрузки, то он будет происходить в течение пяти лет. Ежегодно сумма налога на недвижимость для физических лиц будет расти на 20%. По расчетам Федеральной налоговой службы (ФНС), средняя сумма налога на недвижимость в настоящее время составляет 642 рубля в год, в соответствии с поправками в закон налоговый платеж может вырасти до 1,9 тыс. рублей. Однако применительно к регионам и типам жилья ситуация будет выглядеть по-разному. Так, кадастровая стоимость типовой двухкомнатной квартиры в Центральном округе Москвы в доме старой постройки может вырасти в несколько раз, в новом — менее чем в два раза.
«В любом случае новый налог ударит по карману россиян. Вопрос в том, насколько увеличится налоговая база. Если мы говорим о новостройках, то для них она не увеличится. Но для домов старше 10 лет будет кратное увеличение налоговой базы. Я не исключаю, что кадастровая стоимость квартиры в центре Москвы в сталинских домах будет увеличена в 10 раз по сравнению с инвентаризационной стоимостью. То есть налог увеличится в 2,5 раза», — прогнозирует Михаил Орлов.
Но, как утверждает заместитель главы ФНС Светлана Бондарчук, такие прогнозы скоропостижные. Последствия введения налога можно будет оценить только после того, как его основные элементы установят региональные власти. В частности, они должны будут учесть оценку недвижимости, ее периодичность, ставки, вычеты и льготы.
Облагать или не облагать: когда вступит в силу налог на недвижимость?
По части льгот Минфину на этот раз пришлось уступить. Действующие льготы для социально незащищенных категорий граждан сохранены, но с некоторыми ограничениями. Так, применить их можно будет не ко всем, как сейчас, а лишь к одному самостоятельно выбранному объекту недвижимости. То есть если у пенсионера имеются и квартира, и дачный участок, возникнут определенные проблемы. Налог станут считать по его кадастровой стоимости, максимально приближенной к рыночной, и для «иных строений» он составит 0,5% в год. При цене участка в миллион-полтора рублей ежегодный платеж составит 5–7 тысяч рублей. То есть за возможность сажать картошку и огурцы придется выложить более половины месячной пенсии (по данным Росстаткома, на апрель 2014 года средний размер назначенных пенсий в России составил 10 891 рубль).
Учитывая то, что такие садоводы выращивают около 60% всей сельскохозяйственной продукции в России, последствия налоговой реформы окажутся неприятными. Вместо экологически чистых отечественных овощей придется переходить на импорт. А в условиях напряженной международной обстановки это ставит под угрозу продовольственную безопасность страны. Из 28–30 миллионов тонн картофеля в РФ только 5–6 миллионов тонн производят агрофирмы, остальное выращивают владельцы «шести соток», преимущественно пенсионеры.
Но совсем уж отменять введение налога на недвижимость, скорее всего, не будут: уж слишком много о нем говорилось. Как говорят независимые эксперты, судя по всему, в 2015–2016 годах в нескольких «пилотных» регионах таки введут долгожданный налог. По заявлениям заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, все регионы технически к нему готовы. Однако принятие
новых правил игры
может затянуться. Внеся свои наработки в виде поправок к законопроекту десятилетней давности, правительство рассчитывало на их скорейшее одобрение и принятие. Но 19 июня совет Госдумы продлил срок представления поправок не до 25 июня, как того просил кабмин, а до 19 июля. Главным зачинщиком пролонгации выступил Комитет Госдумы по бюджету и налогам, председатель которого Андрей Макаров ранее подверг жесткой критике предложения Минфина по налогу на недвижимость. По его словам, поскольку законопроект находится в совместном ведении центра и территорий, он должен быть разослан в регионы не менее чем на месяц. Но проблема в том, что Госдума завершает весеннюю сессию 4 июля, и это значит, что до каникул законопроект она уже не примет (если, конечно, не будет назначено дополнительное заседание). Перенос же рассмотрения проекта на осень может привести к тому, что на местах принять свои законы в срок могут не успеть.
Ирина Бадмаева
источник:Из выпуска от 01-07-2014 рассылки «Московский комсомолец - экономик
|