Сериал под названием «Пенсионная реформа» продолжается. Эксперты из Высшей школы экономики подсчитали, что ныне работающие граждане, когда выйдут на пенсию, увидят, что каждый участник негосударственной пенсионной системы в среднем потеряет 22 тысячи рублей в год. Это означает, что каждый пенсионер недосчитается в среднем 100 рублей в месяц. Прийти к этой цифре не так уж и сложно. Прежде всего надо исходить из так называемого «среднего возраста дожития». (К сожалению, после выхода на пенсию человек живет от 15 до 20 лет, и это еще в лучшем случае.) В результате среднестатистический будущий пенсионер будет терять от 1 тыс. рублей в год, или не менее 100 рублей в месяц. Вроде бы не так много. Но когда человеку не хватает денег на лекарства, то и эта сумма деньги.
Считать наши потери эксперты стали после публичного скандала между министром финансов Антоном Силуановым и его коллегой из Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым. Они не могут поделить пенсионные накопления населения 2014 года в размере 243 млрд рублей, которые были заморожены в Пенсионном фонде России в конце прошлого года. «Эти деньги пока лишь частично распределены. Но у нас действует принцип общего покрытия расходов доходами. По-хорошему надо найти источник компенсации этих средств», — уверен Улюкаев.
Неудивительно, что министерская склока вызвала живой отклик у граждан, которые почувствовали себя попросту обманутыми. А все дело в том, что до сих пор пенсионная реформа остается непонятной. Разберемся, что отняли у граждан с 1 января — и отнимают ли вообще.
Правительство покусилось конкретно на отчисления на накопительную часть пенсии. Их за каждого из нас (вернее, тех, кто родился в 1967 году и позже) делает работодатель в размере 6% от фонда зарплаты, и это реальные деньги, которые перечисляются на персональный счет работника и могут наследоваться. А не идут в «общий котел» под обещание выплат в далеком будущем, как в случае со страховой частью пенсии. Но в правительстве неожиданно решили поменять правила игры. В 2014 году все 6% накопительного взноса граждан перевели в страховую часть.
Впрочем, кабмину этих новшеств не хватило. Он посчитал, что также нужно приостановить приток новых денег в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), как минимум до 2015 года.
Таким образом, власти решили перевоспитать НПФ, большинство из которых, по мнению чиновников, не всегда надежны.
В течение 2014 года фонды, желающие работать с накоплениями, должны акционироваться и после проверки ЦБ войти в систему гарантирования. А до этого средства должны остаться на хранении в Пенсионном фонде России. При этом, как сообщил «МК» заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Владимир Назаров, возвращение этих средств в размере 243 млрд рублей не предполагалось.
«В законе прописано, что население сможет увеличить свои баллы (кто выходит на пенсию в 2015 году, должны заработать минимальное количество коэффициентов, по которым будет рассчитываться страховая часть пенсии. — «МК» ) в обмен на заморозку накоплений 2014 года. Так, при максимальной зарплате можно заработать дополнительные 10 баллов», — поясняет Назаров. Как утверждает эксперт, деньги никуда не денутся, просто правительство берет на себя некие обязательства.
Кроме того, Минфин обещал не оставить владельцев «изъятых» накоплений без доходности. Она, по его расчетам, в 2014 году должна составить около 7%.
Но и в таком виде дело пахнет керосином. Как уверяет Улюкаев, население закидает суды исками. Ведь речь идет об элементарном неуважении права выбора граждан. Да и где гарантии, что «заморозка» окупится баллами?!
«Деньги не вернут. Я называю это конфискацией. Действительно, как говорит Силуанов, в бюджете нет лишних денег, да к тому же появились новые расходы на Крым, которые примерно равны этим 243 млрд рублей. Но нельзя говорить, что они пошли ровно на полуостров. Эти деньги пошли в бюджет и там «растворились», — уверен заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений и бывший начальник социального развития аппарата правительства Евгений Гонтмахер.
«Улюкаев смотрит с макроэкономической точки зрения — продолжает эксперт. — Ведь то, что делают с накопительной частью пенсии, просто беспредел. Ее, видимо, вообще хотят ликвидировать».
Действительно, в конце прошлого года власти решили ужесточить правила «входа» в пенсионную систему. Теперь надо набрать минимальное количество баллов (коэффициентов). Именно в них, а не в рублях будет измеряться страховая пенсия.
В результате для тех, кто выходит на пенсию в 2015 году, нужно будет заработать 6,6 балла. Затем этот минимальный «паек» начнет постепенно расти, и в 2021 году для получения пенсии нужно будет иметь уже 30
баллов. Чтобы их получить, работодатели должны за вас уплачивать взносы 6% от заработной платы в течение 30 лет.
Правда, это справедливо для тех граждан, кто не будет сохранять для себя накопительную часть пенсии, а все взносы отдаст в страховую. Так вот: при взносах с одного МРОТ человеку, имеющему накопительную часть пенсии, для получения 30 баллов придется работать около 60 лет.
«Правила игры постоянно меняются. Население буквально вынуждают отказаться от накопительной части», — говорит Гонтмахер. По его словам, сейчас виной всему неспособность чиновников консолидировать свои идеи.
«Каждый них выдает свои предложения, но в целом у правительства нет плана работы. Да к тому же мы не знаем, что по этому поводу думают президент и премьер», — сетует Гонтмахер.
Ирина Бадмаева
Из выпуска от 27-06-2014 рассылки «Московский комсомолец - экономика»
|